Старинные каминные и настенные часы

Производство каминных и настенных часов имеет богатую историю. Часовое производство постоянно развивалось и совершенствовалось, усложнялся часовой механизм и способы отделки часов. В настоящее время часы являются самостоятельной областью искусства. Многие экземпляры выполнены известными мастерами и художниками, существуют в единичных экземплярах и представляют высокую историческую, культурную и коллекционную ценность.

В настоящее время антикварные каминные и настенные часы приобретают не только коллекционеры, но и простые ценители хорошего вкуса, старых традиций. Старинные часы как никакие другие предметы искусства могут преобразить интерьер помещения, придав ему изысканность, торжественность и благородство. Это качество старинных часов определяет огромный спрос на них среди дизайнеров, широко использующих их для оформления интерьера и дизайна пространства. Кроме того, присутствие антикварных каминных или настенных часов в помещении по-прежнему подчеркивает особый социальный статуса их обладателя, его изысканный вкус и стремление к благородству.

История развития напольных и каминных часов несколько различна. Бесспорными законодателями моды создания напольных часов в XVII XIX веках являлась Англия и постепенно в ходе своего развития напольные часы стали неотъемлемым элементом любого интерьера Георгианской, Викторианской и Эдвардианской эпох. Вместе с тем на материковой Европе напольные часы не получили такого признания, какое они нашли в Британии. Зато именно производство каминных и настенных часов получило наибольшее развитие на континентальной Европе. Особую роль в этом развитие занимала Франция, где со времени Людовика XIV мастерам по производству и декору каминных часов оказывалась государственная поддержка.

Отличительной особенностью развития каминных часов во Франции по сравнению с британской историей развития напольных часов, был акцент не на качество механизма, а на внешний вид декора. В Англии каминные часы часто походили на верхнюю часть напольных часов, а декор был лаконичным, даже аскетичным. Во Франции декору уделялось особенно важную роль. В период правления «Короля Солнца» точность не была востребована при дворе, зато богатство декора получило важное государственное значение. Оно подчеркивало величие абсолютной королевской власти. В этот период во Франции родилась традиция изысканного оформления каминных часов. Здесь не было предела для творчества. Часто корпуса делались настолько пышными, что пропадала сама функциональная роль часов – показывать время. На творческие работы часовщиков и художников оформителей тратились огромные средства из государственной казны.

Эволюция часов отражала все этапы развития художественного стиля в Европе. При Людовике XIV господствовал стиль барокко и часы исполнялись в этом стиле. Признание мастерства отделки Буля нашли отражения и в часах. Большой популярностью стали пользоваться часы с барочным корпусом, богато декорированные латунью, оловом, серебром, бронзой, со вставками из панциря черепахи или морских раковин. Отличительной чертой французских часов стал особый метод размещения цифр на циферблате. Каждая цифра размещалась на отдельной металлической или фарфоровой платформе или картуше, покрывались черной или голубой эмалью. Потом этот элемент уже крепился к циферблату.

По прежнему точность хода уступала, отдавая лидерство – оформлению. К 1830 г. распространяется традиция к созданию каминного гарнитура, состоящего из самих каминных часов и симметрично расположенных сбоку парных предметов, например канделябров, или кубков.

Сильным фактором дальнейшего развития часового дела и распространения его по всему миру стало развитие в XIX веке железнодорожного транспорта. Точность измерения времени становится вопросом, прежде всего безопасности. Особенно бурно железнодорожное строительство развивается в Англии, а затем в Америке и далее в других странах Европы.

В Англии большой популярностью пользовались часы в стиле классицизм. Корпус часто делался в виде древнегреческого храма с колоннами и изготовлялся из черного мрамора или дерева. В Англии до XIX века при изготовлении часов редко использовался фарфор. Но на континентальной Европе широко применялся фарфор Мейсон и Севрский фарфор самого высокого качества. В Европе с приходом эпохи неоклассицизма для оформления корпуса часов использовались египетские, греческие или римские мотивы, дополненные причудливыми сфинксами, грифонами, львами. При этом часы по-прежнему оставались главным элементов убранства интерьера.

В Англии большую популярность приобретают часы – скелетоны, появившиеся изначально во Франции. В Англии первые скелетоны появляются в XVIII веке, а широкое использование получают в эпоху Регентства, начиная примерно с 1820 года. Сложность часового механизма постепенно достигла такой степени совершенства, что сам механизм становится произведением искусства. У этого типа часов механизм не скрывается в корпусе, а намеренно делается сложным и изысканным, чтобы быть открытым для обозрения. Механизм крепится между элегантными опорами, которым часто придают форму готических соборов. Не редко форма механизма и опор настолько сложны и нагромождены деталями, что за ним иногда пропадает сам циферблат, как, например, в часах британской мастерской Клеркенвелля. Для защиты механизма от пыли и для придания часам большей помпезности, часы устанавливались на пьедестал и накрывались специально сделанным для них стеклянной колбой. Основное производство скелетонов было налажено в Англии, Франции и Австрии, но наибольшее развитие они получают в Британии, где расцвет эпохи скелетонов продолжается после открытия королевой Викторией Большой Выставки 1851 года вплоть до конца XIX века. После 1890 г. производство скелетонов в Англии начинает замедляться, и почти полностью прекращается к 1910 году с приходом в Англию моды на классическую простоту и минимализм, чему не соответствовал вычурный дизайн скелетонов.

На рынке антиквариата огромную популярность и ценность среди коллекционеров имеют немецкие часы с кукушкой «Блэк Форест» по названию района в германии, где добывался лес для изготовления корпуса часов. Традиция изготовления часов имеет огромную историю, начавшуюся с XVII века, когда не только корпус, но и сам механизм изготовлялся из местного дерева, а в качестве гирь использовались простые камни. Дерево этого района отличается хорошим качеством, и прекрасно подходит для сложной резьбы, что и использовали часовщики. Часам стали придавать характерный, хорошо узнаваемый, богатый сложный резной рисунок. Постепенно деревянный механизм был замещен на латунный. Механизм боя появляется в 1730 г., расцвет производства часов «Блэк Форест» приходится на 70-е  годы XIX века.

Особое положение на рынке антикварных часов имеют каретные или дорожные часы. Большинство дорожных часов являются французского производства. Характерной особенностью таких часов – небольшой металлический корпус, в который встраивались часы, ручка сверху для удобства их перемещения и наличие стеклянных окошек с пяти сторон для осмотра циферблата и самого механизма. Задняя стеклянная дверка открывалась для завода механизма. Часы могли дополняться механизмом боя. Их можно рассматривать как модификацию каминных часов, адаптированных для путешествий. В Британии тоже было налажено производство такого типа часов, но лидерство прочно занимали французские производители, освоившие массовое производство таких часов с тридцатых годов до конца XIX века. В Британии дорожные часы делались часовщиками, специализировавшихся на изготовлении часов – хронометров.

В XIX веке увеличение спроса на часы совпадал с увеличивающимся темпом индустриальной революции. Уже не мастерские, а целые фабрики стали изготовлять часы. При этом детали для часов уже не вытачиваются, а штампуются и собираются на потоке часто низко квалифицированными работниками. Происходит унификация часового механизма и дизайна часов, и престижность профессии часовщика существенно падает. При этом еще больше увеличивается между качеством часов массового производства и часами прежних маленьких мастерских, которые практически исчезают из-за роста конкуренции.