Модерн

Стилевое направление в европейском и американском искусстве конца XIX - начала ХХ веков. От французского moderne - новейший, современный (другие варианты названия "ар нуво", "югендстиль", "сецессион", "стиль либерти"). Модерн возник в условиях кризиса буржуазной культуры как один из видов неоромантического протеста против буржуазного образа жизни, как реакция на господство позитивизма и прагматизма. Эстетика модерна развивала идеи символизма и эстетизма, "философии жизни" Ф. Ницше.

Период становления модерна отмечен национально-романтическими увлечениями, интересом к средневековому и народному искусству. Для модерна характерно возникновение художественно-ремесленных мастерских (прообразами их были мастерские У. Морриса в Великобритании), часто противопоставлявших себя капиталистической индустрии: "Объединённые художественно-ремесленные мастерские" (1897) и "Немецкие мастерские художественных ремёсел" (1899) в Германии; "Венские мастерские" (1903) в Австрии; мастерские в Абрамцеве (1882) и Талашкине (около 1900) в России.

Изобразительное и декоративное искусство модерна отличают поэтика символизма, декоративный ритм гибких текучих линий, стилизованный растительный узор. Для модерна характерно взаимопроникновение станковых и декоративно-прикладных форм искусства. Основным средством выражения в стиле модерн является орнамент, который не только украшает произведение, но и формирует его композиционную структуру. Представители модерна в архитектуре использовали новые технико-конструктивные средства, свободную планировку, своеобразный архитектурный декор для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий, все элементы которых подчинялись единому орнаментальному ритму и образно-символическому замыслу (Х. ван де Велде в Бельгии, А. Гауди в Испании, Ч. Р. Макинтош в Шотландии, Ф. О. Шехтель в России).