Как уральские мастера литья приручили чугун

Самобытное искусство уральских мастеров художественного литья из чугуна знают и ценят далеко за пределами России. Скульпторов К. Клодта, М. Канаева, Н. Баха и прочих, кто работал с уральскими литейщиками, поражал их талант так точно передавать идеи ваятелей. В чугуне лошади Клодта, чьи уменьшенные копии лились без участия скульптора, выглядят до невозможности живо. Это объясняет высокий спрос на антикварные чугунные статуэтки уральских литейщиков среди коллекционеров.

Уральцы никогда не привязывались к одной теме, да и миниатюрные копии прославленных скульптур мастеров того времени — не единственное, чем прославились мастера литейного дела. Многие уральские литые статуэтки — это заметно подправленные, дополненные мелкими штрихами и весомыми деталями творения ваятелей, пропущенные через сито художественного замысла знатоков чугунной формовки.

Самым частым мотивом статуэток, отлично сохранившихся в частных и государственных коллекциях, считаются животные. Следом по количеству работ идут персонажи произведений русских авторов, зачастую гения комедии Гоголя — Солоха и черт из бессмертных «Вечеров» и не менее колоритные герои «Ревизора».

В царские времена литейщики, формовщики и модельщики Урала нередко брали за основу своих работ мотивы политической сатиры. Первопроходцами в деле художественного литья на Урале были Кушвинский и Каменский заводы. За ними показали себя Сысерсткие, Кусинские и Каслинские мастера, чьи работы и сегодня охотно покупают в России и за ее пределами.