Бидермейер

Бидермейер - стиль, возникший в немецком и австрийском искусстве, развившийся после крушения империи Наполеона и просуществовавший с 1815 по 1848 год. Бидермейер получил распространение и в других европейских странах, что позволяет рассматривать его как стиль общеевропейского масштаба.

Бидермейер является ответвлением романтизма, пришедшего на смену ампиру, поэтому его иногда называют «смесь ампира с романтизмом». Бидермейер вобрал в себя тенденции позднего неоклассицизма - стиля ампир, стиля регентства, а также позднего немецкого и австрийского классицизма. Чопорные и пышные формы английского и французского неоклассицизма мастера Бидермейера приспособили к более скромному, но практичному и комфортному стилю жизни бюргерства. Архитектура и декоративное искусство Бидермейера перерабатывали формы ампира в духе интимности и домашнего уюта.

Основная черта Бидермейера — идеализм. Поэтому в живописи (Г. Ф. Керстинг, Л. Рихтер, К. Шпицвег в Германии, М. Швинд, Ф. Вальдмюллер в Австрии) преобладают бытовые сценки, характерно тонкое, тщательное изображение интерьера, природы, бытовых деталей, явственно прослеживается тяготением к интимным, камерным, сентиментальным образам и сюжетам, поэтизирующим мир вещей. Проник бидермейер и в Россию. Его влияние есть в работах русских мастеров, А. Г. Венецианова и В. А. Тропинина.

В России Бидермейер — это пушкинские времена. Мода Бидермейера — мода пушкинских времен.