Ампир

Стиль в архитектуре и декоративном искусстве трех первых десятилетий XIX века, завершивший развитие классицизма. От французского empire - буквально - империя. Массивные лапидарные, подчеркнуто монументальные формы и богатый декор (военные эмблемы, орнамент), опора на художественное наследие императорского Рима, древнегреческой архаики, Древнего Египта служили воплощению идей государственного могущества и воинской силы.

 

 

 

 

 

Стиль ампир сложился в период империи Наполеона I. Целям прославления успехов государства служила мемориальная архитектура (триумфальные арки, памятные колонны), иногда повторявшая древнеримские образцы (арка на площади Каррузель в Париже, 1806, архитекторы Ш. Персье и П. Фонтен, - повторение арки Септимия Севера в Риме). В отделке нарочито парадных интерьеров дворцов (Мальмезон, Фонтенбло, Богарне и др.), перестроенных Персье и Фонтеном для императорского двора и новой знати, мотивы египетских рельефов, этрусских ваз, помпейских росписей, греческого и римского декора, ренессансных фресок и орнаментов созвучны ампирной мебели Ф. О. Жакоба и бронзовым изделиям П. Ф. Томира, стилизованным в духе предметов обстановки богатого древнеримского жилого дома.

Идеи величия государственной власти ампир выражал и в архитектуре ряда европейскиих стран и в России, где он дал мирового значения образцы градостроительных решений (ансамбли Санкт-Петербурга), общественных сооружений (Адмиралтейство, 1806-23, Горный институт, 1806), произведения монументальной скульптуры (памятник Минину и Пожарскому в Москве, 1804-18) и прикладного искусства ("Гурьевский сервиз", 1809-18, Императорский фарфоровый завод в Петербурге).